Новости

Иконы ХХ века: Пьер Жаннере - 125 лет со дня рождения

Визионер модернистской архитектуры и дизайна, швейцарский архитектор и дизайнер мебели Пьер Жаннере большую часть своей жизни проработал вместе со своим двоюродным братом Ле Корбюзье. Вместе они создали новый эстетический словарь, в котором функциональность и порядок важнее украшений: работы Жаннере воплощают строгую геометрию модернизма с энергичными диагоналями и более легкими материалами, такими как тростник и дерево.
Постоянный новатор, он сотрудничал с Шарлоттой Перриан в экспериментах с алюминием и деревом и разработал сборные дома с Жаном Пруве.

Арнольд Андре Пьер Жаннере-Грис родился 22 марта в Женеве в 1896 году. Учился в Школе изящных искусств. Будучи молодым студентом, он был блестящим живописцем, художником и архитектором, большое влияние на него оказал Шарль Эдуард Жаннере (Ле Корбюзье), его двоюродный брат и наставник на всю жизнь. Ле Корбюзье взял юного Жаннере под свое крыло и познакомил со своим кругом друзей. К началу 1920-х годов они вступили в формальное партнерство и, таким образом, начали сотрудничество, которое длилось до 1940 года. В течение этого периода они выполнили несколько важных проектов и разработали идеологию модернизма.

В начале 1950-х Жаннере присоединился к своему двоюродному брату в Чандигархе, Индия, где они приступили к масштабному проекту проектирования недорогих зданий,  мебели и города целиком. Корбюзье отказался от проекта на полпути, а Жаннере в свою очередь оставался в течение 15 лет главным архитектором проекта.

Отношения между Пьером Жаннере и Ле Корбюзье были симбиотическими. Корбюзье ценил откровенность Жаннере, он был, пожалуй, единственным в их команде, кто мог дать ему откровенную обратную связь и оспорить его идеи. Жаннере обладал огромной трудовой этикой, практическим знанием материалов, хорошими архитектурными навыками, способностью добиваться целей и скромностью, которые дополняли изменчивый темперамент Корбюзье.  Для Жаннере Корбюзье был гением и героем, разделявшим его ненависть к буржуазному консерватизму. По натуре он был застенчивым и замкнутым, и это партнерство позволяло ему оставаться в тени.

Важным событием в этот период было начало интереса Жаннере к мебели. Он сотрудничал с Корбюзье и Шарлоттой Перриан, присоединившейся к ним в 1927 году, вместе они разработали серию мебели из переработанных стальных труб. Впоследствии они спроектировали мебель из твердых пород дерева, создав свой собственный неповторимый стиль столярных изделий и стиля ножек. Жаннере продолжал развивать эти идеи, что привело к созданию большого количества уникальных дизайнов мебели для Чандигарха.

Когда Ле Корбюзье взял на себя роль главного советника проекта Чандигарх, он убедил Пьера Жаннере занять у него постоянную должность. Жаннере впервые приехал в Индию в феврале 1951 года и оставался там до августа 1965 года. Жаннере принял Индию, ее культуру и ее народ честно и искренне. Он понимал местный контекст, климат, материалы и соответственно проектировал здания. Помимо своих собственных замыслов, он отвечал за выполнение проектов Корбюзье - нелегкая задача, учитывая Корбюзье и реалии Индии. Корбюзье посещал Чандигарх только дважды в год на короткие периоды, и ответственность за амбициозный проект Капитолия, который включал несколько памятников, включая Законодательное собрание, Секретариат и Высокий суд, легла на Жаннере. Он был назначен главным архитектором Чандигарха в 1955 г., советником по городскому планированию при правительстве Пенджаба и стал главой архитектурного колледжа Чандигарха. Он спроектировал несколько общественных зданий, частных резиденций, школ, общежитий и университетских зданий. Ганди Бхаван, аудитория в кампусе Пенджабского университета, считается одним из лучших зданий Жаннере в Чандигархе.

Жаннере жил в Чандигархе простой и суровой жизнью. Он спроектировал мебель для своего дома из простых местных материалов, таких как бамбук, холст и веревка. В свободное время он строил лодки и плавал на них по озеру Сухна, недалеко от своего дома. К 1965 году его здоровье ухудшилось, и, не имея возможности продолжать жить в Чандигархе, он отправился в Женеву, где за ним ухаживала племянница.
Пьер Жаннере скончался 4 декабря 1967 в Женеве, и, по его желанию, прах был рассыпан по водам озера Сухна в его любимом Чандигархе.

В архитектурно-дизайнерском пантеоне 20 века работы Жаннере признаны уже после его смерти. Этот скромный гений предпочел прожить свою жизнь в тени великого Ле Корбюзье и не хотел, чтобы все было иначе.
Выставки и события Предметный дизайн